wk01.ru

  ПроповедьGeo2.JPG (15104 bytes)

Священник ГЕОРГИЙ (Кочетков)

Проповеди на Рождество Христово и святки (янв.1992г)

6 января. Слово перед утреней.

Дорогие братья и сестры! Вы знаете, что сегодня, поскольку это не суббота и не воскресенье, — сочельник, строгий пост, а поэтому литургии сегодня не положено. Литургия по древнему обычаю должна была бы совершаться вечером, сразу после крещения просвещаемых. Это была бы первая праздничная рождественская литургия. В большинстве храмов она сейчас перенесена на утро, и это немного непонятно, потому что весь смысл устава следующего дня как раз в том, что утром ее совершать нельзя, поскольку строгий пост. Литургия же завершает пост, Евхаристия отменяет пост — по самому первому христианскому принципу. Поэтому мы с вами сегодня совершим только утреню, как положено по уставу, потом — великие (царские) часы: первый час, который соответствует 7 часам утра, потом третий, шестой, соответствующий полудню, далее девятый час, который соответствует 3 часам дня, и изобразительны. Изобразительны — это служба, которая является как бы неким аналогом литургии, но без литургии верных, без приношения. Изобразительны и совершаются именно потому в этот день, что утром по уставу литургию совершать нельзя. И если бы мы служили в монастыре (а ведь мы с вами служим именно в монастыре), нам можно было бы много раз собираться в течение этого дня, чтобы сначала заутра рано, до рассвета, отслужить утреню, в 7 часов утра — первый час, в 9 часов — третий, и так до 3-х часов дня, после чего мы могли бы совершить изобразительны, а вечером, в 6 часов, — вечерню. Мы так и сделаем — в 6 часов начнем вечерню, хотя обычно в наших храмах и она совершается всегда утром, что тоже немного непонятно, ибо как можно вечерню совершать утром? Она же обычно сразу переходит в литургию Василия Великого, т. е. совершается на месте первой части литургии — литургии оглашаемых.

Мы услышим сегодня за вечерней множество паримий — чтений из Ветхого завета, связанных с Рождеством Христовым. В древности в этот момент было положено крестить оглашаемых. Их никогда не крестили в храмах. Оглашаемым вообще далеко не всегда разрешалось бывать в храме. И крещение совершалось не в храме, а в баптистерии, в помещении, расположенном рядом с храмом. Именно там, пока в храме читали паримии, епископ, архиерей, совершал крещение, а затем миропомазание. Потом все входили в храм, точнее, в церковь, для того чтобы совершить литургию, и тогда заканчивалось чтение паримий.

Вот так было в древности, так совершалось богослужение. Это все имело глубокий смысл. Все это соответствовало сочельнику. Сочельник на Рождество — это особый пост, как вы знаете, когда не положено ни есть, ни пить, только в конце дня разрешено такое “сочиво”, куда входит все самое-самое постное — вареная пшеница, и может быть немного меда и какие-либо фрукты. Строгому посту соответствовали и строгие богослужения. Мы с вами, к сожалению, не можем сейчас распределить соответственно по времени дня четыре службы часов, которые будем совершать. О начале каждого часа вы сможете узнать по призыву: “Приидите, поклонимся Царю нашему — Богу”. Вот, мы увидим, как этот призыв собирает на молитву всех желающих. Так и раньше в храмах и монастырях собирали на молитву, говоря: “Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему”.

Итак, сегодня после утрени мы будем, к сожалению подряд, читать все четыре службы часов, тем более, что мы не будем иметь возможности крестить наших оглашаемых во время вечерни. Этого мы пока никак не можем, поэтому надеемся крестить их не на вечерне, а перед вечерней. Такие сдвиги неизбежны в нашей ситуации, потому что время наше сильно отличается от того, когда писался церковный устав. Раньше на маленький город в несколько тысяч человек полагалось множество храмов. В каждом храме была небольшая община — 40-50 человек. Правда, крещение совершалось всего несколько раз в год и не в каждом храме, а только в кафедральном соборе. Но в каждом маленьком городке был и свой епископ, значит, был и свой главный, кафедральный храм.

В 3 часа у нас будет крещение просвещаемых, в 6 часов — вечерня, потом — великое повечерие.

Слово на крещении после Евангелия

 Дорогие братья и сестры! Вот вы облачились в белые одежды, вы даете обещание Богу жить по доброй совести, всею доброй совестью служить Богу так, как сказал однажды об этом апостол Павел. Если раньше вы были действительно рабами — рабами обстоятельств, рабами греха, рабами болезни, рабами родных, рабами дальних, рабами работы, рабами общества, то теперь вы уже не рабы. Теперь вы не рабы даже Богу, если вы любите Его. И в ту меру, в какую вы Его любите, в ту меру вы свободны. Совершается великое таинство Откровения Тайны Божьей Любви и Свободы, которые нисходят в наши сердца вместе с благодатью.

Братья и сестры, пусть этот Дух всегда живет в вас, пусть это Откровение никогда не отступает от вас. Утверждайтесь в Вере, утверждайтесь в Любви, утверждайтесь в Свободе даже тогда, когда вам будет страшно от того, сколь бездонна эта Тайна. Никогда не отступайте, не старайтесь опереться на что-то иное, кроме Бога. Ничто в этом мире не может быть теперь опорой для вас. Если раньше что-то и могло, то теперь не может. Даже если вы попытаетесь опереться на что-то, это “что-то” не выдержит вас. Теперь вы иные, и вы не сможете вернуться назад — или уж нужно будет пасть ниже того, что было, и не дай Бог этого никому, или уж идти только вперед, только вверх, только к Небесному Царству.

Господь призывает нас с вами соблюдать все, что Он повелел нам, и Он обещает быть с нами во все дни до конца. И даже не нашего конца на этой земле, а до конца самого этого мира. Да, трудно соблюсти то, что Господь нам заповедует. Очень трудно, потому что это есть самое легкое бремя. Бремя той же Любви, того же Духа, того же Света. Но соблюсти заповедь о Любви, “новую заповедь”, призваны именно мы. Однако одному с этим не справиться никогда, никакое индивидуальное покаяние не сможет вас привести к цели. Именно в Церкви, именно в братском союзе друг с другом, в этом единомыслии, в этом единодушии, которого в большей степени еще надо будет достичь в будущем, только в этом единодушии и единомыслии можно поднять это легкое бремя — бремя Христово.

Это легкое бремя в то же время есть наш крест. Тот крест, образ которого каждый из вас теперь носит на теле. Пусть же он будет вашим крестом внутренним, ибо этот крест тоже есть образ трагедии Любви в этом мире. И вам придется пройти через Голгофу, и вам придется пройти через эту трагедию, испытав ее на себе, в своей жизни. Если же нет, значит, вы идете не за Христом. Если вы стремитесь только облегчить свою жизнь, облегчить по меркам мира сего, то вы еще идете не за Христом.

Нам всем придется еще не однажды корректировать свой путь, уточнять его. Вы сейчас нашли направление пути — это самое важное, но этого еще мало. Теперь нам следует идти путем освящения и путем преображения — преображения себя и мира. Этот путь открыт теперь вам, и ангелы будут служить вам.

Аминь.

Слово после крещения

 Дорогие братья и сестры! Поздравляю всех вас с Рождеством! И тех, кто крестился, и кто миропомазывался, и всех тех, кто присутствует в храме. А здесь в храме — самые близкие новопросвещенных, те, кто готовился вместе с ними к воцерковлению, и их катехизаторы, кто-то из родных и друзья. Поздравляю всех с этим явлением Света!

Господь говорит, что отныне вы узрите небо отверстым и ангелов Божиих, нисходящих и восходящих к нему. Как действительно велика эта тайна! Видимо, Господь ставит Свое творение, человека, выше ангелов, выше природных чинов. И сегодня, братья и сестры, для всех вас начинается особый период — как бы “светлая седмица”.

Сегодня вечером, после службы, для нововоцерковляемых, которые приходят в Церковь через покаяние, будет исповедь, и на разрешительную молитву, наверное, надо будет подойти всем. Тут я хотел бы вам сказать, что мы с вами можем иметь дерзновение восстановить еще одну маленькую деталь церковного предания, связанного с Крещением. Мы не будем сейчас же совершать все чины “восьмого дня”, которые обычно в наше время присоединяются к крещению. Эти чины означают омовение знаков мира после снятия белых одежд и первое пострижение, как бы первую жертву собою и своим ради Бога. Мы имеем возможность сделать это через неделю, на реальный восьмой день, когда вы завершите свою воистину светлую седмицу, когда святые дни, святки, для вас действительно будут знаменательны не гаданиями, не гуляниями и празднествами, а ежедневным причащением, причастием, приобщением Святым Христовым Тайнам. И вот тогда-то, 14 числа, в следующий вторник, мы с вами после литургии и совершим этот чин.

Для того, чтобы вы как бы привыкли к тем белым одеждам, которые сейчас на вас, привыкли так хорошо, чтобы вам не хотелось их лишаться, на литургии стойте в них. А лишиться их очень легко, братья и сестры. Вы знаете, что наша христианская вера никому никаких гарантий никогда не давала и не дает. Все гарантии только внутри, только в сердце, в свидетельстве совести вашей. Вот поэтому не внешним исполнением закона, но жизнью во Свете, в правде Божией и во Истине сохраните ваши белые одежды незапятнанными. Тем более, что на самом деле в белые одежды облачаются все нововоцерковляемые, хотя внешне, может быть, это и не так видно, как у новокрещеных. Слава Богу, что Господь привел всех вас к такому дню!

Я еще раз всех вас поздравляю. И сейчас, после небольшого перерыва, начнется торжественное праздничное рождественское богослужение. Мы отслужим великую вечерню с чтением всех паримий, которые были подобраны церковью не только в связи с праздником Рождества, но и в расчете на происходящее в это время крещение. Да и само Рождество родилось из торжества Крещения, потому что Сам Христос рождается в новокрещеных, так же как на Пасху, когда мы крестим, то знаем, что Христос воскресает в новопросвещенных. И действительно, происходит то Богоявление, то Богообщение, ради которого существуют и праздники, и обряды, и все, все на этой земле.

Дай же Бог вам, как и вашим крестным, вашим близким, вашим катехизаторам, вашим родным и друзьям благодати Божией, неубывающего Света Христова!

Аминь.

Слово на вечерне после паремий

  Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, христиане!

“Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог”. Мы не однажды слышали сегодня в храме эти слова пророчества — и в песнопениях, и в чтениях из Священного писания, потому что воспоминаем с вами то предчувствие, которое было дано человечеству, то предвкушение Рождества Спасителя, которое человечество имело.

Братья и сестры, действительно, в этот день мы с вами вспоминаем родившегося Спасителя, Который пришел, родившись от Девы, от чистой Девы Марии, ставшей венцом чистоты, явленной человечеству. Мы с вами вспоминаем Спасителя, Который пришел для того, чтобы заключить между Богом и народом Божиим Новый Завет и образовать новый народ, для того чтобы уже никто не мог сказать: “Я не знал, я не слышал, я не мог”. И когда мы слышали сейчас пророчество о том, что на горе Господней будет заключен Новый Завет, где не будет никакого зла, не будет никакого греха, никакой вражды между людьми и даже между животными, мы, конечно, благодарили Господа в сердце своем, ибо уже ныне мы с вами видим и предощущаем явление Небесного Царства, которое открывается посреди нас.

Конечно, еще много немощей и болезней между людьми, еще много того, что следует преодолеть людям на пути к Небесному Царству. Оно открывается сейчас, оно открывается здесь, хотя полнота его принадлежит будущему, метаистории. Но, как говорили святые отцы, если человек здесь не вкусит жизни вечной, то не получит ее и в будущем. Поэтому, братья и сестры, мы радуемся тому, что видим здесь тех, кто стоит в белых одеждах, кто стремится преодолеть все свои немощи и грехи, кого омыл Господь Своею любовью, Своей благодатью. И каждый из нас, крещеный во Христа, облекается во Христа. Пусть иногда это спасение приходит нелегко, и Небесное Царство утверждается в этом мире с большим усилием, тем не менее мы знаем: Господь воплотился, Господь умер за нас и воскрес, Господь дал нам дар Жизни вечной Своею благодатью.

Братья и сестры, прославляя воплощенного Сына Божия, будем помнить, что каждый из нас призван к тому, чтобы стать сыном Божиим, как и говорит апостол Павел: “Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса”. Но Великая тайна заключается и в том, почему и Богу нужно было именно воплотиться и вочеловечиться, почему иначе как в теле человека спасение было невозможно. Мы часто представляем себе Бога неким чудотворцем, который может сделать все Сам, независимо ни от кого и ни от чего. Но это великое заблуждение, дорогие братья и сестры. Бог произвола не творит. Бог сотворил человека для того, чтобы Он мог иметь непосредственное Свое селение в этом мире. И поэтому-то только человек и мог стать тем, кто спасает. Вот Бог и спасает нас в Человеке и через Человека Иисуса Христа, ибо в Самом Христе “обитает вся полнота Божества телесно”. И не было другого пути, ибо невозможно нам с вами иначе приобщиться ко Христу и через Христа — к Богу, кроме как через Его человечество в своей полноте, неслитно и нераздельно соединенное с полнотой Его Божества.

Будем же, братья и сестры, благодарить Господа за Боговоплощение, за силу Божию, совершающуюся и в немощи. Будем благодарить Бога за то откровение благодати и Царства Небесного, которое воссияло сегодня столь блистательным образом.

Аминь.

 7 января  Слово на утрене после Евангелия (Мф. 1, 18-25)

Дорогие братья и сестры! Только что прочитанный отрывок из Евангелия посвящен Рождеству Иисуса Христа. В нем говорится о том, что Мать Его Мария была обручена с Иосифом. Закон строго запрещал до полного брака иметь общение с мужем, но оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. И это стало откровением для Иосифа. Ангел Господень явился ему и сказал об этом: “Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их”. Имя Иисус переводится как “Бог спасает”, поэтому и сказано, что Его имя будет таковым.

Девство и непорочность Марии было засвидетельствовано Самим Святым Духом через ангела. Но это не было, как мы часто понимаем, просто объективированным фактом, это было действительно откровением, откровением Духа о целомудрии и непорочности Матери Иисуса. И мы с вами воспринимаем рассказ о Рождестве именно духом, потому что не знаем и даже не интересуемся тем, как это могло быть физически, или физиологически. Есть тайна Духа в Рождестве нашего Господа, и именно она раскрывается верующему сердцу, именно она принимается нашим сердцем тогда, когда мы приобщаемся к этому духу чистоты и целомудрия, который приятен Богу.

Здесь в одном отрывке сразу названы два имени Господа: имя Иисус, спасительное имя, и имя Еммануил, которое означает “с нами Бог”, которое тоже открывает нам тайну Рождества Христова, потому что во Христе Бог сходит к людям Своим для того, чтобы спасти их через единение с Ним.

Итак, Мария, как и Иосиф, оказались послушны Богу. Не своему плотскому разуму, который мог бы протестовать против этого откровения, а Богу. Это для нас с вами тоже великий пример. Бог открывает часто значительно больше, чем мы можем помыслить, Бог дает нам несоизмеримо больше. И дай Бог нам иметь такое сердце, чтобы вмещать тайну Божию, чтобы верить Богу до конца даже тогда, когда наш житейский опыт противоречит откровению. Если бы не поверила Дева Мария ангелу и если бы не поверил Иосиф откровению, могла бы случиться беда, и не исполнился бы план Божьего спасения.

Господь совершает спасение и через нас. В каждом из нас рождается Христос, и нам тоже нужно знать те тайны Божии, которые способствуют Боговоплощению, которые способствуют Рождеству Иисуса Христа. Нам с вами нужно познать Христа, познать путь Его как путь Божьего спасения.

Аминь.

Слово на Литургии после чтения Апостола (Гал. 4,4-7)

 Дорогие братья и сестры! В небольшом отрывке из Послания к галатам апостола Павла сказано очень много. Вы знаете, что для апостола Павла вообще характерна такая концентрированность выражений. Каждая фраза, каждое слово в них связаны так, что имеют столь многогранный смысл, что нам необходимо снова и снова возвращаться к тексту, если мы хотим проникнуть вглубь сказанного.

Сейчас мы слышали всего несколько строк, но каких строк, братья и сестры! Апостол пишет: “Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного”. Действительно, эти времена и сроки Господь положил в нашей истории Сам, так что никто, кроме Отца, не мог их знать. Никто! Что и открыл нам Господь наш Иисус Христос.

Итак, “пришла эта полнота времен”, когда все человечество, с одной стороны, изнемогало от умножившегося греха, а с другой стороны, оно было уже готово к принятию дара Воплощенного Божьего Слова как Божьего Сына. Это проявилось, как вы помните, во многих ветхозаветных пророчествах, это ожидание умножалось, укреплялось, и не только в богоизбранном народе, не только среди пророков Ветхого завета, но и среди поэтов, пророков, духовных деятелей, учителей всего мира.

Именно тогда, когда все человечество, казалось бы, уже было подготовлено настолько, насколько оно могло вместить вообще Божью тайну, Бог и посылает для спасения всех Своего Единородного, единственного возлюбленного Сына. Сына, Который “родился от жены”, от женщины, и стал человеком таким же, как и мы, “подчинился закону”, войдя в саму ткань правды Божьей, которая должна была регулировать все отношения между людьми здесь, на земле. Более того, это тот закон, на котором весь мир стоит.

Сын Божий “подчинился закону”! Для чего, братья и сестры? “Чтобы искупить подзаконных”, дабы заслужить нам усыновление, чтобы как бы взять в Свои руки всех подзаконных, тех, кто изнемогал, тех, кто, с одной стороны, шел к Господу, но с другой, не мог добиться своей цели. Для этого Сын Божий Сам становится подзаконным, одним из них, одним из таких же людей, которые были вокруг Него, таким же совершенно, кроме греха.

Сын Божий, родившийся от жены, подчиняется закону и выкупает, искупает у власти закона и беззакония всех подзаконных, “чтобы нам получить усыновление” по причастности Ему — Сыну Божьему Единородному. Как Он приобщился нам, так и мы теперь имеем доступ к Отцу через приобщение Сыну.

Мы имеем обетование о том, что каждый из нас — “уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа”. Вы теперь все, так же как и вся Церковь Божия, все жившие, живущие и все, кому еще суждено Богом жить, — сыны Божии. “А коли вы сыны, то Бог послал в сердца ваши” Своего Святого Духа, “Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!”

Если мы приобщены ко Христу, если в Нем мы сыны, то тогда и Дух Сына Божьего живет в нас, и он вопиет, вопиет к Отцу подобно тому, как всякий сын вопиет к отцу: “авва!”, что значит “отец, отче!” Мы теперь имеем особое дерзновение так обращаться к Богу. Раньше любили, знали Бога как Отца, но совсем иначе, не так, как это открыл нам Сын Единородный. И воистину “ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа”.

Вот сколько дано в нескольких строчках, вот как писал апостол Павел! Можно взять эти строки и из них выстроить целиком Символ веры. Все, что нам за две тысячи лет удалось раскрыть в опыте, здесь содержится вот в таком концентрированном выражении, вот в таком сгустке. И мы знаем, что вера наша не поврежденная, потому что мы верим так, как здесь сказано. А вера наша жива постольку, поскольку мы приобщены к этому Духу, Духу Сына Божьего, приобщены Самому Сыну Божьему и вопием к Отцу как дети Его.

Братья и сестры! Да не потеряет никто из нас этого дерзновения, этого приобщения ко Христу, родившемуся от жены, Ему же и слава во веки веков!

Аминь.

Слово на Литургии после Евангелия (Мф. 2,1-12)

Братья и сестры, христиане! Я только что вам уже говорил о том, что все человечество было подготовлено в свою меру к принятию воплощенного Сына Божия. Подтверждением этому является рассказ о волхвах, пришедших поклониться родившемуся Христу и принесших дары, те дары, которые они только и могли дать Царю — Христу.

Все вы, наверное, помните, что слово “волхвы” по-гречески звучит как “маги”. Это были еще язычники, но язычники, которые искали мудрости, которые искали не просто мудрости века сего, искали не житейской мудрости — для обогащения и для внешнего устроения в этом мире, но которые пытались найти волю Божию, исходя из того, что им было открыто.

А открыто им было небо, дорогие братья и сестры! Пусть еще не то Небо, на котором пребывает Христос, но небо, которое тоже имеет свои знамения и говорит нам о временах. Сказало оно им и об исполнении времен Божиих для пришествия Спасителя на землю. Они не знали, Кто такой Машиах (Мессия), Кто такой Христос, но они пришли поклониться Ему. Не зная имени Его, они знали только, что Он спасет людей, и это спасение — высшее.

Волхвы обманули царя, царя жестокого, кровавого, хищного, ненавидимого народом царя, властного и имевшего огромную силу. Они были в его пределах, в его владениях, но тем не менее не послушались “великого” Ирода. Ведь по-человечески он вошел в историю именно как Ирод Великий. А Христос как “Великий” в историю человеческую не вошел, дорогие братья и сестры. И вот, эти волхвы оказались оправданы пред Богом тем, что они обманули “великого” и избрали малого, Того, Кто вмещался в простых яслях в самой простой нищенской обстановке.

Волхвы принесли дары. Они ничего не пожалели ради Того, Которого нашли. Хотя не сразу, может быть, они просветились пред Христом непосредственным откровением от Бога. Да, сперва были еще посредники между ними. Но потом Христос стал “Единым Посредником между Богом и человеками”. И поэтому мы прославляем волхвов как святых.

Принесли они Царю Христу золото, ладан и смирну. Символическое толкование, которое здесь обычно применяется, довольно удачно говорит о Том, Кого они прославили. Они прославили золотом Христа. Ведь золото может быть не только знаком земного богатства, тем презренным металлом, за который гибнут люди до сих пор, это же золото может быть символом Божьего Света, Нетварного Божественного Света, излиянного на нас благодатью Христовой. Еще они принесли ладан, тот ладан, который употребляется в богослужении, тот ладан, который является благоуханным. Мы с вами часто говорим в молитве: “Прими молитву нашу как дух благоухания, т. е. как дым кадильный пред Тобою”. Еще они принесли Христу родившемуся смирну. Это также драгоценное вещество, которое употреблялось, как правило, при погребении. Оно было драгоценно, поэтому вполне возможно было принести его Новорожденному. Это был царский дар. Но, видите, вольно или невольно, и здесь приоткрывается будущая судьба Младенца в яслях.

В конце отрывка, который мы сейчас слышали, сказано, что волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду и иным путем отошли в страну свою. То, что они тем самым обманули царя, я вам уже сказал. Однако здесь есть и другое: они — язычники, маги, звездочеты — получили откровение от Бога. Наверное, для нас это может прозвучать странно, хотя мы можем и легко оправдать это — мол, Бог может сделать все что угодно. Но братья и сестры, мы знаем, что Бог не творит произвола, и если Он избрал даже этих языческих магов, значит, они могли не только получать откровения, но и воспринимать их.

Братья и сестры, пусть это будет для нас островком новой надежды, ибо все мы, даже попав не в лучшую ситуацию, даже если кто-то вокруг нас совсем не знает Бога, оказывается, можем, если будем искать высшей мудрости, также получить истинное откровение, познать его и исполнить, тем самым оправдавшись перед Христом. Если же перед Христом и Духом Его — то и перед Отцом нашим Небесным. А оправдание пред Ним есть спасение!

Надежда не постыжает, братья и сестры, и сегодняшний праздник — день надежды и веры.

Аминь.

Слово после Литургии 

Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с причастием и еще с двумя вещами. Во-первых, вспомните, что ровно год назад мы с вами начали богослужения в этом храме, под Рождество, и начали с крещения, так же как и вчера. И еще вы видите, что новокрещеные сегодня тоже здесь причащались с нами. Это второе и главное, с чем я хотел бы всех поздравить. Много здесь и тех, кто в первый раз в жизни причащался сегодня. Я надеюсь, что это будет для вас всегда силой, ибо Таинство имеет всегда большую благодатную силу. Господь венчает круг, заканчивает, завершает тот круг, который вчера мы с вами начали под пение “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”. И действительно, этот круг завершается причастием. Правда, это особое завершение, потому что причастие на самом деле никогда не завершается. Если бы мы с вами имели возможность ежедневно причащаться, как это было в первые дни бытия Церкви Христовой, то интенсивность нашей жизни, нашей духовной жизни, наверное, возросла бы. Для этого нужно иметь великое обетование и великую уверенность в том, что обетование исполняется. Исполняется уже в нашей жизни. “Не прейдет род сей, как все это будет”, — говорит Господь. Все, что сказано Господом, — все будет. Небо и земля прейдут, а Слово Божие не прейдет. Поэтому сегодня я особым образом всех вас поздравляю. Сегодня у нас было не счесть причастников, никто не смог даже приблизительно сосчитать их, и поэтому, я думаю, исполнение Церкви Христовой заключается как раз в том, что мы все не просто стремимся на праздник, но действительно стремимся к этой причастности Богу во Христе в Духе Святом. Мы не чужие Богу, и значит, мы не чужие друг другу. Мы действительно братья и сестры, мы действительно родные и близкие. Хотя родным и близким не всегда близко и легко живется. Я сейчас не говорю о том, что как за пределами каждого дома, так и внутри каждого дома всегда есть проблемы, вы это хорошо знаете. И внутри дома духовного, в Церкви святой — святой, потому что в этом доме обитает Бог и Глава этой семьи, Сам Господь — тоже есть проблемы, и Господу надо с нами, видимо, еще долго, долго возиться. А если не долго, то это немного страшно.

Братья и сестры. Господь дал нам великую благодать вчера, сегодня и во все эти дни. И надеюсь, так будет и в ближайшую седмицу, когда ежедневно наши нововоцерковленные, и в том числе новокрещеные, будут причащаться. Мы до 14 января включительно будем ежедневно с 9 утра совершать Евхаристию, литургию, а в половине девятого — проскомидию. Новокрещеным в эти дни, надеюсь, не нужна будет исповедь, коли они будут каждый день причащаться. Но если кто-то из старых прихожан захочет причащаться, то вы уж смотрите сами: или не грешите, или исповедуйтесь. И я надеюсь, что вы не будете грешить, потому что сила Божия дается не для того, чтобы мы ее расточали. Мы можем расточать только одно — раздавать добровольно любовь, благодать, которая через нас должна действовать. Вот этот дар надо расточать всем и вся. Не случайно апостол говорит: “Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви”. А вот того расточительства, при котором просто на мелкую монету разменивается великий дар, дар этой драгоценной жемчужины Небесного Царства, не должно быть. Евангелие нас призывает, наоборот, все мелкое оставить ради этой великой жемчужины. Если мы что-то мелкое оставляем, мы знаем, Господь нас не постыдит.

Еще раз всех вас поздравляю. Сегодня вечером в 6 часов будет великая вечерня, так как завтра — Собор Пресвятой Богородицы. Хочу вам напомнить, что это самый главный богородичный праздник в году — на второй день Рождества. И поэтому я очень надеюсь, что тот, кто из вас будет иметь такую возможность, сегодня вечером и завтра утром также будет в храме. Мы действительно почитаем Божью Матерь, действительно почитаем Ее, потому что знаем, что Ее прославлением прославляется Ее Сын, а прославляя Сына, мы с вами прославляем Бога Отца.

Аминь.

 Слово на вечерне

Братья и сестры, христиане! Сейчас мы с вами отмечаем праздник — Собор Пресвятой Богородицы. Три паримии, которые только что были прочитаны в храме, посвящены Божьей Матери. Эти паримии, т. е. отрывки из Ветхого Завета, как бы прообразуют служение Божьей Матери, прообразуют само существо этого служения. Ведь когда мы говорим “Божья Матерь”, когда мы говорим “присно Дева (т. е. всегда Дева) Мария”, когда мы говорим “Божия Матерь”, мы имеем в виду вещи таинственные, которые открываются в тайне сердца так же, как открываются в тайниках сердца для нас сила и Дух Христовы, сила воплощения Сына Божьего.

Наш храм — богородичный храм. Поэтому этот праздник — наш храмовый праздник, по преимуществу. Не случайно по уставу для богородичных храмов в этот день делаются исключения, и, в частности, положено служить великую вечерню, что вы сейчас и видите, потому что было чтение Священного писания. Если бы вы пришли в любой другой храм, кроме богородичных, вы бы не видели этого, не слышали бы этих чтений, потому что в них совершалась бы простая вседневная вечерня.

И вот, братья и сестры, для нас с вами большая радость в том, что праздник Рождества Христова тесно оказывается связан со служением Божьей Матери. Я уже сказал, что Ее служение — тайна, и она открывается верующему сердцу, приобщенному благодати Христовой. Если бы наше сердце не было приобщено к этой благодати, то все те слова, все те имена, которые мы прилагаем к Деве Марии, могли бы ввести человека в соблазн. Часто так и бывает. Вспомните, что в начале века Матерь Мира любили изображать совершенно по-язычески, но наделяли ее атрибутами Божьей Матери, потому что Ее служение понято было неверно — как будто у Бога Отца есть мать, как будто есть некое высшее существо, которое стоит выше даже Бога. Некоторые и сейчас пытаются в Богородице увидеть нечто, сочетающее Ее образ с ипостасью Святого Духа, смешивая эти ипостаси, что также совершенно неверно.

Мы с вами знаем, что тайна Божьей Матери открывается постольку, поскольку нам открывается тайна Боговоплощения, а эта тайна открывается людям не сразу. Не сразу она открывается и верующим сердцам. Если мы приняли истину Боговоплощения, предчувствуя эту истину, если мы приняли тайну чистого бессеменного зачатия, то мы с вами еще не все постигли, потому что открыть свое сердце еще не значит наполнить его Истиной. Нам нужно еще много потрудиться, духовно послужить Богу. Нам нужно еще пройти путь Богопознания и познания Господа нашего Иисуса Христа, чтобы раскрылось во всей благоуханной красоте и чистоте то, что содержится в Церкви как истина, касающаяся Божьей Матери, Девы Марии.

Если же иногда и соединяют Образ Божьей Матери с образом Церкви, то это тоже может происходить на большой глубине нашего христианского опыта. Действительно, лишь поскольку мы можем ощутить Церковь как Тело Христово живое, вечно живое, постольку мы можем отнестись с должным почтением и к Божией Матери, давшей человеческое тело, плоть Христу, Сыну Божьему и Своему.

Есть множество духовных таин, и их восприятие, и их исповедание зависит от того, насколько наши сердца отданы Богу, насколько они очищены, насколько они просвещены, просветлены благодатью Божией. Пусть же они у нас будут такими же белоснежными, как одежды новокрещеных, и пусть никогда эти одежды нашего сердца не удаляются от нас. И да будет помощь Божия со всеми вами!

И еще я хотел бы вам сказать несколько слов о празднике Собора Пресвятой Богородицы. Что значит это выражение — "Собор Пресвятой Богородицы"? Это означает собрание в Ее честь. Мы сегодня собрались здесь как бы на собор в честь Пресвятой Богородицы, чтобы прославить Ее, участвующую в первую очередь в тайне Боговоплощения. Она — тот свет, который принесло человечество к подножию престола Всевышнего.

Итак, дорогие братья и сестры, хочется всем пожелать, чтобы и наша жизнь благоухала той чистотой, той преданностью, той жертвенностью, смирением, духовностью, которые мы знаем и видим в Божьей Матери.

Храни вас всех Господь!

 8 января  Слово на Литургии после чтения Апостола (Евр. 2,11-18)

Братья и сестры, христиане! Сейчас мы слышали отрывок из Послания к евреям. Отрывок довольно сложный, связанный с праздником Рождества Христова. Вчера мы уже говорили после апостольского чтения о том, что Христос воплощается и вочеловечивается для того, чтобы, приобщившись к находящимся под законом, искупить их от закона, из проклятия закона. Ибо хотя в законе всегда есть правда, но в законе всегда для всякого человека есть и проклятие, поскольку нет ни одного человека на земле, который мог бы сказать, что он исполнил весь закон. И не только нет, братья и сестры, на земле ни одного такого человека, но никогда и не было. Мы делаем исключение только для Христа и говорим, что только Он всецело и действительно не был причастен ко греху.

И вот, братья и сестры, сейчас мы слышали отрывок, который как бы углубляет эту тему, продолжает ее. Почему Богу нужно было воплотиться и вочеловечиться, и что это могло дать людям, всему человечеству и каждому из нас? В этом апостольском Послании сказано: “И Освящающий и освящаемые, все — от Единого (т. е. и Спаситель, и спасаемые — все от одного Отца Бога); поэтому Он (Освящающий) не стыдится называть их братьями, говоря: возвещу имя Твое (Божье) братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог”.

Именно воплощение Слова Божьего дает возможность “лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола”. Это означает, что если приобщенный к плоти и крови Господь может Сам умереть, то Он может этим же образом и подорвать силу имеющего власть над смертью, “имеющего державу смерти”, диавола, чтобы “избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству”, рабству греху и смерти. И вот потому-то Он, Господь, воспринял не ангелов, но семя Авраамово, чтобы пред Богом быть как бы священником, приносящим в жертву Самого Себя, — “милостивым и верным первосвященником (архиереем) пред Богом для умилостивления за грехи народа”. Он прошел здесь, на земле, Свой подвиг, Он был искушен смертью, и, сохранив при этом Жизнь, Он может искушаемым ею помочь тем, что выкупает их от смерти и значит — от последствий греха.

Вот, братья и сестры, действительно, приобщенность Бога к людям — личная, вплоть до воплощения, до вочеловечения Слова Божьего во Христе. И это открывает для нас возможность спасения. Если Бог приобщился к нам, то мы, приобщившись к Нему, что становится возможным через нашу единую со Христом человеческую природу (жизнь), имеем путь, открытый ко спасению.

Истина Божественного воплощения столь глубока и в то же время столь прозрачна, столь ясна, что когда она входит в наши сердца, достигает сердца нашего, то становится даже удивительно, как же люди не воспринимают этого! И для нас становится очевидным, что другого пути спасения и вообще быть не могло. Нет иного пути спасения, кроме того, который открыт нам во Христе! Это великое основание нашей веры. Все другие пути спасения уже испытаны человечеством — и они не привели к цели. Они могли и могут облегчать внешнюю жизнь, они могут в какой-то степени психологически компенсировать человека, они могут гармонизовать его тело, его плоть с вибрациями космоса, к тому же, к сожалению, обычно еще и без познания того, каковы эти вибрации, каковы эти силы и энергии — от Бога ли они. Но более этого людям за всю их историю сделать не удавалось. Можно еще пытаться исполнять закон, особенно если знаешь, что он от Бога. Но повторяю, и здесь нельзя пройти этот путь до конца, значит, нельзя им и оправдаться. Ибо исполнять-то закон можно, но исполнить его, как мы только что говорили, нельзя. Об этом свидетельствует нам совесть наша, совесть каждого из нас, которая в принципе ничем не отличается от совести всех других людей на земле, если только она способна вообще о чем-то говорить, если только человек способен иметь совестливое дерзновение.

Поэтому-то истина воплощения Бога Слова и истина спасения через это воплощение является универсальной, вселенской. Нет ни одного человека в мире, будем это помнить всегда, всю жизнь, который не нуждался бы в Спасителе, который не нуждался бы во Христе. Все люди нуждаются во Христе. Все и всегда! Хотя иногда они бывают обращены к Богу сердцем и как бы лицом своим, а иногда, увы, обращаются к Нему спиной. Иногда они готовы, даже не зная имени Божьего, обратиться к истинному Богу, а иногда они к этому не готовы. Но тем не менее Бог всегда рядом, Бог всегда близко, и в большой степени зависит от нас, смогут ли люди найти Его, найти спасение в Нем. И мы должны помогать им познать Его святое имя, призвав которое, можно обрести спасение, призвав которое, можно обрести полноту жизни, можно преодолеть хаос разрушения и смерти, можно обрести Жизнь вечную.

Братья и сестры, сейчас здесь собрались только верные, только те, кто принял Христа. Но всегда будем помнить о тех, кто Его еще не знает. Будем помнить и о том, что нам надлежит быть достойными Божьего Дара во Христе. Аминь.

 Слово после Евангелия (Мф. 2,13-23) 

Братья и сестры, христиане! Для нас бегство в Египет святого семейства — это довольно трудное место в Евангелии, довольно неясное. И мы знаем только одно, что Египет всегда, на протяжении всей Священной истории был действительно мраком, несмотря на то, что, как вы знаете, с точки зрения человеческой оценки цивилизаций, человеческой мистики, культа, наук, Египет — просвещеннейшая культурная страна, одна из самых мощных цивилизаций, которая до сих пор продолжает оказывать влияние, пусть уже и косвенное, на всю мировую цивилизацию. Но пред лицом Божиим, пред лицом Божьего народа и пред лицом Сына Божьего это была страна мрака, страна идолопоклонства, страна, которая Бога не знала. И чем больше было ее влияние на весь мир, тем, может быть, не было лучше, потому что влияние это не позволяло открыться пути Божьему людям, оно как бы преграждало это откровение. Тем более, что люди с удовольствием принимали это влияние Египта, поскольку, как я сказал, египетская культура и египетская цивилизация была очень древней, может быть, самой древней, или одной из самых древних, и очень мощной.

Господь исходит из Египта, как бы из страны мрака, для того, чтобы явиться Светом миру. Мы знаем, что эта символика тоже очень древняя. Когда мы в связи с Рождеством Христа вспоминаем ясли и пещеру, то мы тоже, как и на праздничной иконе перед вами, видим в центре символ мрака. На иконе черный цвет — всегда символ мрака. И на фоне мрака этой пещеры лежит Младенец, Который открыл Свет, Который есть Солнце правды, Которому мы и поклоняемся. В этой мрачной пещере скрывалась драгоценнейшая Жемчужина, и она должна была открыться миру и засиять в нем.

Господу в этом откровении служили люди, и прежде всего Его Матерь. Поэтому сегодня мы с вами прославляем именно Ее. Сегодня, как вы знаете, праздник Собора Пресвятой Богородицы. И этот отрывок, который сейчас мы слышали из Евангелия от Матфея, не однажды повторяет выражение “Младенец и Матерь Его”. Ангел говорит Иосифу: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет”. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и ночью пошел в Египет. И далее мы с вами слышали, что когда умер Ирод, снова встал Иосиф, взял Младенца и Матерь Его и пошел из Египта в землю Израилеву и поселился в этой земле.

Мы с вами привыкли к тому, что нас часто окружают богородичные иконы. Мы говорим: “Вот Богоматерь с Младенцем”. И действительно, не могло не родиться это изображение в церкви, поскольку есть текст Священного писания, который так тесно, так неразрывно связывает “Младенца и Матерь Его”. Единственное, что, может быть, здесь нам надо все же было бы учесть, — наряду с тем, как мы говорим о “Богоматери с Младенцем”, надо бы иногда все-таки говорить по Писанию и о “Младенце и Богоматери”, о “Младенце и Матери Его”. Для нас даже такая, кажется, простая перестановка может иметь некоторый смысл, потому что переставляются вместе с тем и тонкие акценты.

Нам всегда надо помнить, что если мы прославляем Божью Матерь, то мы прославляем Ее Сына, так же как если мы прославляем Сына, то прославляем Отца нашего Небесного. Пусть эта связь, эта цепочка никогда не прервется в нашей жизни. Пусть Отец прославляется через Сына, как Сын прославляется в Его собственном Теле, т. е. через Его Церковь и через образ Его Матери.

Для нас Покров Божьей силы часто ассоциируется именно с Божьей Матерью и Церковью. Будем же церковно чествовать и прославлять Богоматерь, особенно в дни празднования Рождества Христова, во славу Божию.

Аминь.

 Слово после Литургии 

Дорогие братья и сестры! Сегодня с нами служили новопросвещенные, новокрещеные, учились служить, как цари и священники, Богу Живому на этой трапезе Господней, которая объединяет верных в одном духе.

А сейчас я хотел бы еще прочитать вам Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. (Зачитывается текст послания.)

Братья и сестры! Я думаю, нам с вами действительно нужно прислушаться к словам Патриарха, потому что его призыв участвовать во всей деятельности Церкви, во всей многогранной, многосторонней деятельности Церкви является призывом из глубины сердца. Раньше, на протяжении многих десятилетий, вы бы этого услышать не могли, потому что мирян ни к какой церковной деятельности никто никогда не призывал. Поэтому у некоторых сложился предрассудок, что мирянам и делать-то здесь нечего, они должны слушать и воспринимать только то, что говорит им священноначалие, и больше ничего. Но вы-то хорошо знаете, что ответственность за конечное “аминь” на всякое важное дело в Церкви лежит на всех и что в этом — основа нашей соборности и, таким образом, вселенскости, кафоличности Церкви.

А сейчас от вещей возвышенных и прекрасных хочу перейти к некоторым более практически вещам, для вас необходимым, потому что вам нужно некоторые вещи уже просто знать.

Начнем с того, как вы входите в храм. Когда вы это делаете, всегда надо сначала помолиться у входа, перекреститься, что можно сделать трижды, и тихо, смиренно войти, но не влетать пулей — у нас есть некоторые такие люди. Дальше, если вы видите что-то такое не совсем должное, особенно в притворе (мне отсюда плохо видно, но, впрочем, слышно), то все-таки надо как-то участвовать в этом. Дети ли разбаловались, родители ли расшумелись — вы все это как-то ставьте на место, но не так, конечно, чтобы новый шум накладывался на уже бывший. Это первое.

Если вы приходите на литургию, на Евхаристию, то желательно дома заранее написать записочку о здравии или за упокой кого-то из своих близких — верующих, крещеных. Вы, конечно, не обязаны это делать, но это было бы нормально, это было бы хорошо. А если вам хочется написать записочку и помолиться о здравии или за упокой некрещеных либо крещеных, но неверующих, то пишите ее мне отдельно. О здравии и за упокой крещеных и неверующих вы подаете записочки на проскомидию, потом берете свечку, потом заказываете соответственно одну или две просфорочки на каждую записочку. Из просфор в алтаре вынимаются частицы за ваших близких, за которых вы молитесь и мы молимся. Частицы потом опускаются в чашу с освященными Святыми Дарами с молитвой “Отмой, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Кровью Твоей честною, по молитвам святых Твоих”. Это поминовение особенное, оно как бы символизирует причастие тех, кого мы поминаем. И наверное, не только внешне символизирует это.

Итак, когда вы приходите в храм, старайтесь сосредоточенно, молитвенно проводить здесь время. Лучше прийти до начала службы, хотя бы на 5-10 минут раньше. Лучше не уходить до отпуста, т. е. до конца богослужения. Конечно, иногда бывают исключения. Но лучше прийти с опозданием, чем не прийти вовсе, как вы понимаете, лучше уйти раньше, чем не быть в храме вовсе, это ясно. Но если есть возможность, то лучше все-таки помнить, что в храме сохранение внутренней целостности богослужения для всех нас очень важно.

Далее. Хотя в нашем храме мы строго не требуем, чтобы женщины обязательно были в платочках и чтобы они не были в брюках и т. д., но все-таки, наверное, лучше, когда делается именно так. Повторяю, это у нас не жесткое требование, никто никого по голове за его нарушение бить не будет, но тем не менее как-то постарайтесь, идя в храм, одеваться красивее. На литургии — в светлые одежды, не в черные, не в темные. На литургии положено быть в светлых одеждах, а когда-то всем положено было быть на литургии вообще в белых одеждах.

Женщинам перед причастием не надо красить губы. А у нас сегодня из нововоцерковленных подходила каждая вторая женщина с накрашенными губами. Вы это уже все, надеюсь, почувствовали, что губная помада остается и на плате, и на лжице, и на чаше, если вы целуете край ее. У нас, правда, это целование не обязательно, потому что всегда очень много причащающихся и можно случайно или толкнуть чашу, или даже выбить ее из рук. Да и время идет. Это не такой важный обряд, чтобы его нужно было во что бы то ни стало сохранять. Но все-таки, как вы понимаете, если кто-то причастится, а потом вдруг останутся разводы на лжице, то это будет, наверное, не очень симпатично. А вообще-то надо сказать, что когда Господь украшает благодатью человека, то никакие другие украшения — ни золото, ни плетение волос, ни помада, ни что-либо подобное — не имеют никакого значения. Даже наоборот, они становятся в храме просто аляповатыми. Может быть, где-то в другой обстановке это и не так, я не знаю, не мне судить, но в храме это как-то выделяется, как что-то искусственное.

Когда вы покидаете церковное собрание, делайте это с молитвой и благоговением. Если, допустим, у вас радостное, прекрасное настроение, что очень хорошо, то вы можете поговорить с кем-то, но все-таки желательно беседовать или в притворе, или вне храма, чтобы не мешать тем, кому, наоборот, хочется сосредоточенно и в молчании провести хотя бы первое время после причастия. Не забывайте, что если у нас иногда от избытка сердца говорят уста, если нам хочется со всеми расцеловаться и говорить, говорить без умолку, то у другого может быть совсем противоположное настроение. По-разному бывает, помните об этом.

Далее. Сейчас я обращаюсь к тем, кто особо проходит свою светлую седмицу, свои святые дни, может быть, первый раз в жизни. Для вас на этой седмице подготовкой к причастию являются ваши встречи с таинствоводственными беседами, и то, что вы ежедневно бываете в храме, и то, что вы ежедневно читаете Евангелие. Читайте сейчас Евангелие от Иоанна и другие книги Писания. У вас есть все номера журнала “Православная община”, где написано, что нужно читать на “светлой седмице”. Особенно желательно за это время прочитать Евангелие от Иоанна и те книги Священного писания, которые там обозначены. Это самое важное. Вам также желательно учить наизусть некоторые молитвы, допустим, те, которые употребляются во время богослужения. Вот, например, на возгласе: “Молимся всей церковью” следует молитва перед святым причащением, а вся церковь с трудом молится, потому что не знает слов. Потом остальные тоже выучите, но это первоочередная наша потребность.

Старайтесь не переутомляться и не развлекаться на этой неделе, чтобы причащаться вам действительно достойно всю эту седмицу. Храните себя. Не забывайте про правило, что люди, живущие в браке, не имеют супружеских отношений накануне причастия. Это древнее и важное правило. Ничто не должно мешать сосредоточиться на молитве и на аскетической подготовке к причастию Тела и Крови Господних.

Сейчас, на этой неделе, отдельная исповедь с разрешительной молитвой вам не нужна, но если кому-то она действительно нужна, то подойдите и скажите об этом. Не приведи Господи, чтобы кому-то нужна была такая исповедь. Не говорю, что исповедь — грех, но я хочу сказать: не грешите, и особенно — на этой седмице.

Не забывайте, что, когда кончится ваша “светлая седмица”, вам нужно будет приходить на исповедь каждый раз, даже если вы будете причащаться еженедельно. Не только сама исповедь и не только молитва перед ней, но и в конце нее разрешительная молитва обязательна, когда накладывается епитрахиль с особой молитвой, когда священник просит Бога об отпущении грехов и сам прощает вас (а вы — его, надеюсь).

Все это очень важно. Без этого, повторяю, вам нельзя будет обойтись, хотя бы вы и причащались каждую неделю, потому что есть некоторое взаимовлияние всех членов церкви. Мы с вами еще не на том духовном и нравственном уровне, чтобы можно было бы так поддерживать друг друга, чтобы люди не грешили, и при нормальном, регулярном, еженедельном причастии могли сохранять необходимое духовное и молитвенное состояние. К исповеди, к причастию всегда готовьтесь. Это может быть краткая подготовка, но подготовка нужна каждый раз, как и ко всякому таинству. А как готовиться — вы уже знаете. Так помните об этом.

Храни вас всех Господь!

 9 января  Слово на Литургии после чтения Апостола (Деян. 6,8-15; 7,1-5,47-60)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане!

Праздник Рождества Христова совершается не один день, праздник Рождества длится до понедельника. Отдание будет в понедельник. И фактически каждый день после этого праздника есть некое воспоминание, так или иначе связанное с ним. Вчера мы праздновали Собор Божьей Матери, Собор Пресвятой Богородицы, потому что Она более всего послужила Боговоплощению, более всех людей. Сегодня — третий день праздника, и в этот день всегда празднуется память первомученика архидиакона Стефана, о котором вы сейчас слышали. Он исповедовал свою веру во Христа, воплощенного и стоящего одесную Бога Отца, и за это исповедание был казнен, став первым служителем церкви, исповедником и мучеником веры. Завтра будем воспоминать 20 тысяч мучеников, в Никомидии сожженных, послезавтра, в субботу по Рождестве Христовом, — 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных, тоже своеобразных мучеников за Христа, поскольку это были невинные младенцы. В воскресенье, в неделю по Рождестве, празднуется память трех сродников Господа по плоти — праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. А в понедельник будет уже отдание праздника, завершение празднования, когда в основном повторяется та же служба, кроме небольших, правда, самых важных и торжественных, моментов.

Братья и сестры, наша вера всегда проверяется нашими делами, нашей жизнью, тем, какие плоды она дает. Мы с вами говорили о плодотворности всех таинств, но христианская жизнь вся плодотворна. И таким плодом была смерть исповедника и первомученика архидиакона Стефана. Он, когда учил людей, очень дерзновенно говорил иудеям о том грехе, который они совершили, об отступлении от Бога, которое они допустили. Иудеи, приняв закон при служении ангелов, не смогли его даже сохранить. И все это нужно было сказать им, несмотря ни на что. Ведь было ясно, что Стефана могли обвинить в чем угодно после таких слов (в наше время сказали бы — “антисемитизм” или еще что-то). Но очень важно было это сказать потому, что если этого не сказать, тогда было бы неясно людям, зачем им принимать Христа. Можно самодовольно жить по-прежнему. И для нас с вами тоже очень важно знать, что если кто-то имел пред Богом некое призвание, некое служение, чем вроде бы хотел или мог гордиться, то все это Бог не вменит ни во что, потому что пока не принят Христос всем сердцем, всей душой, до тех пор ничто не оправдает человека! Даже закон, который от Бога, который благ и добр, человека не оправдывает просто потому, что его никто из людей, как вы знаете, никогда не исполнил. Более того, закон часто становится прямым прикрытием греха, о чем тоже нужно нам с вами помнить.

Иногда трудно в глаза людям говорить вещи, соответствующие воле Божьей, — боимся человека обидеть, оскорбить. И действительно, надо бояться зря обидеть и оскорбить человека даже в малой степени, надо бояться быть несправедливым. Но там, где возвещается правда Божия, страха быть не должно. Иногда мы, конечно, говорим в более мягких выражениях, иногда то же самое — в более жестких. И обратите внимание, насколько жесткие выражения у Стефана и как говорит апостол Петр в день Пятидесятницы. Вы уже читали Деяния и, наверное, об этом уже прочли. И тем не менее о Стефане сказано, что благодать Божия была на нем. Мы же часто с вами думаем, что если человек говорит жестко, то никакой благодати нет. Вот когда что-то такое сиропообразное, вот тогда — да, вот тогда действительно есть что-то тонкое и возвышенное. Но это наша с вами ограниченность, наши с вами проблемы. Мы слишком большое внимание уделяем этому не тогда, когда сами так говорим, а тогда, когда это проявляется по отношению к нам. Как раз было бы неплохо, если бы мы больше внимания уделяли формам нашей жизни, были бы строже по отношению к себе. Это было бы лучше.

И вот, братья и сестры, когда мы с вами вспоминаем мучеников и исповедников, наверное, нам нужно думать и о себе тоже, а не только об истории, не только о прошлом. Нужно думать и о настоящем. Стефан ведь только-только принял веру, по-нашему многие бы сказали: “А, это все неофитское, ревность не по разуму. Ну зачем было полному благодати Святого Духа человеку, который был служителем (он был дьяконом, служил, помогал бедным, нищим, совершал великое дело в церкви), зачем ему нужно было так обострять отношения, чтобы погибнуть?”

Но исповедание веры, живое исповедание веры — для нас с вами великий пример. Какими нам нужно быть? Способны ли мы с вами, только сейчас приняв веру в полноте ее, на такое живое исповедание перед лицом многочисленных неблагоприятных обстоятельств нашей жизни или мы будем, лавируя, стараться уходить от этих обстоятельств, ставя их во главу? Способны ли мы на такое исполнение Святым Духом? Если же нет, то нам нужно об этом позаботиться. Нам нужно позаботиться о том, чтобы благодать Божия не отходила от нас, чтобы плоды веры рождались сразу, с самого начала нашей христианской жизни. А уж как наш путь будет устроен — это один Бог знает. Мы себе не принадлежим, мы выкуплены Христом самой дорогой ценой — Его Кровью. И коли мы выкуплены — мы не свои.

Вот это нам нужно всегда помнить, чтобы никогда не ставить свои замыслы, свои планы, вообще себя в той или иной степени, с той или иной стороны, выше Божьей воли, Божьей благодати, Самого Бога. К сожалению, такие искушения неизбежны на пути. Действительно неизбежны. Но я хотел бы с самого начала, с первых дней вашей церковной жизни вам сказать: берегитесь этих искушений и узнавайте их, если они появятся. Коли узнаете — не потерпите вреда. Будучи искушенными, станете еще опытнее.

Братья и сестры! Давайте строить нашу жизнь действительно по-Божески и, значит, по-человечески, церковно, отдавая свое сердце Христу, прославляя Его всей жизнью своей.

Аминь.

 Слово на Литургии после Евангелия (Мф. 21,33-42)

Братья и сестры, христиане! Притча, которая сейчас была прочитана, всем нам хорошо известна. Она занимает большое, важное место в Евангелии и говорит как раз о том, о чем мы только что начали разговор в связи с рассказом из Деяний святых апостолов об убиении архидиакона Стефана.

Здесь в образной форме повествуется о том, как Господь Бог посылал виноградарям Своих избранных, Своих слуг для того, чтобы они забрали плоды из Божьего виноградника. Ведь Бог действительно постоянно возвещал Свою волю, постоянно открывал ее, давал дары Духа через пророков, царей и судей Израилевых и через священников. И часто оказывалось, что этих слуг Божиих виноградари не принимали, потому что думали, коли уж они владеют, пользуются этим виноградником, то они его хозяева, и он принадлежит им по праву так же, как и Самому Хозяину, Который вверил им этот виноградник. И это привело к трагедии, потому что они стали совершать великие грехи против Бога, убивая Его служителей. И так продолжалось вплоть до убиения Сына, Которого послал Бог в надежде, что Его постыдятся, что пред лицом Его как раз покаются и начнут отдавать Хозяину виноградника плоды винограда. И вот Господь спрашивает: “Когда придет Хозяин, что Он сделает с этими негодными виноградарями?” И отвечают Господу, что “этих злодеев Он предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим, которые будут отдавать Ему плоды в свои времена”. И здесь мы с вами, с одной стороны, видим откровение о Сыне, ту сторону Его служения, о которой не всегда думаем или, может быть, не всегда воспринимаем ее вполне, а с другой стороны, мы видим тех, кому Бог отдал Свой виноградник.

Что это за виноградник, который посещает Сам Бог, который принадлежит Самому Богу? Этот виноградник — Церковь. Этот виноградник отдается Богом нам. И дай нам Бог самим не стать теми злодеями. Дай нам Бог отдавать в свое время Хозяину виноградника плоды его. Дай нам Бог не возомнить себя хозяевами в этом винограднике. А в этом винограднике теперь все — и иудеи, и эллины, и обрезанные, и необрезанные, и рабы, и свободные, и мудрые, и немудрые. В этом винограднике сейчас все, кого призвал Господь, кто откликнулся на этот призыв. Господь же призывает, вы знаете, всех людей, как предвозвещал о том еще великий ветхозаветный пророк.

Братья и сестры! Если мы с вами работники виноградника, то нам надо узнавать и слуг Божиих, нам надо узнавать Его служителей, нам надо уметь почитать их не только словом, но и жизнью нашей. Когда мы почитаем святых и мучеников, а вот сегодня — мученика Стефана, то мы почитаем их постольку, поскольку совершаем дело, к которому они призывали нас от имени Божьего.

Вот, братья и сестры, будем же всегда слушая — слышать, смотря — видеть, делая — совершать дело Божие во славу Его, Единородного Сына и Духа Святого.

Аминь.

 Слово после Литургии

Дорогие братья и сестры! Я еще хотел бы вам напомнить сегодня о том, что на всех нас лежит забота о полноте Церкви, о том, чтобы никто от Бога не отпал. Мы с вами должны думать не о количествах крещеных. Мы должны думать о том, чтобы каждый человек, не просто как физическая или статистическая единица, а как член единого Тела жил в полноте Духа, чтобы жизнь его исполнялась духом, радостью, весельем, исполнялась постольку, поскольку этот член имеет общение с Главою — Христом и со всеми другими членами Церкви. И это, братья и сестры, наша общая забота.

К сожалению, в истории христианства не однажды бывало, что за какими-то другими свойствами человеческой жизни, человеческой природы, общими для тех или иных людей, забывались личностные духовные черты. Люди говорили: “Вот такой-то народ — христиане, вот такой-то класс — благочестивые”. Говорили: “Вот, тысячи и миллионы входят в церковь!” Но когда они входили в церковь, к сожалению, после этого часто забота о них прекращалась, и тогда эти миллионы становились наполовину мертвыми, наполовину номинальными членами Церкви. И начинали жить по плоти, хвалиться плотью, так же как те иудеи, о которых сегодня читалось Евангелие, в той притче, которая говорит о том, как теперь нам надо жить в Новом Завете, приобщившись к Сыну Божию.

Кто хвалится по плоти и плотью пред лицом Божиим и пред лицом своих братьев и сестер, тот еще вряд ли христианин. Человек может иметь множество достоинств по плоти: он может быть красивым, молодым, умным, он может быть очень душевным, ласковым, он может быть очень образованным, он может занимать хорошее положение, иметь прекрасный вкус, прекрасно одеваться, жить в хороших домах, ездить в дорогих машинах, есть вдоволь хорошую пищу, но если человек начинает этими своими богатствами хвалиться, забывая при этом о Боге или имея Бога лишь как одно из своих сокровищ, то — беда. Тогда снова и снова звучат для таких людей грозные слова Писания. Никто не должен хвалиться по плоти в Церкви, потому что все мы приняты Богом в Церковь по милости Его, по Любви Его. Мы и приобщились, причастились Христу, Телу Его и Крови Его, по милости Его, не по заслугам своим, не по добродетелям плоти.

Будем с вами, братья и сестры, об этом помнить, потому что часто после вхождения в Церковь в отношениях между людьми на первое место начинают ставиться вещи совсем второстепенные, а иногда и не очень достойные. Будем принимать каждого, кого Бог принял. Будем призывать каждого, кого Господь призвал. И пусть будет так до конца нашей земной жизни. Пусть этому научатся от нас люди, наши близкие и наши дальние, наши друзья и недруги. Если Евхаристия, которую мы сегодня совершали, для нас с вами — знак и сила милосердия Божия, то здесь невозможно ничем похвалиться по плоти. Можно лишь похвалиться по духу, прославляя милосердного Бога, “дивного во святых Своих”.

Пусть, братья и сестры, сила Божьего Духа никогда не оскудевает в нас. Пусть радость духовного общения никогда не проходит, пусть жажда полноты Церкви, полноты этого общения между всеми членами Церкви никогда не проходит. Пусть печаль при каждом разрыве даже самого малого капилляра в теле церковном тоже никогда не покидает нас.

А таких разрывов на сегодняшний день масса, миллион. А иногда и совсем не капилляров, иногда большие артерии страдают и находятся в состоянии самой слабой связи, готовой полностью порваться. Я говорю не только о разрыве общения между христианскими церквами, я говорю и о том, что происходит внутри церкви, о том, что сейчас мы видим и знаем.

Действительно, мы должны иметь великое дерзновение пред Богом и жить, служа Ему день и ночь, для того чтобы хотя бы немного исправить это положение. Конечно, живоносный Дух, как бы кровь, пульсирующая в этих артериях и этих сосудах, дается Богом. Но от нас зависит, как мы приготовим и расположим эти сосуды, смогут ли они соединиться в общении, в единой системе, не пропуская ничего из данного нам Богом.

Братья и сестры, еще и еще раз хочу вам пожелать — начинайте жить в полноте жизни с самого начала, не откладывайте это ни на один день. Не думайте, что с вас сейчас спрашивается меньше, чем с других. Эта ваша светлая седмица пройдет очень скоро, и спрос с вас будет точно такой же, как со всех остальных членов Церкви, хотя бы в принципе.

Конечно, потом будут различия, но — внутри этого принципа, потому что кому больше из вас будет дано, а дано больше будет тем, кто имеет большую силу, с того и спрос будет больший. Это не обязательно священнослужители, это не обязательно люди, которые на видных местах в церкви. Таковым может быть любой. И дай Бог, чтобы каждый из вас стремился получить венец нетленный, пройдя поприще своей жизни с верой.

Аминь.